Новости

Error: No articles to display

 

 

     

Медицинский центр ПРЕМИУМ

График работы центра: с 9-00 до 18-00, суббота с 9-00 до 12-00, воскресенье - выходной.
Только по предварительной записи!

«Масинки» и «писинки»: пора к логопеду?

Премиум«Моему сыну почти три года, но у нас до сих пор есть проблемы с речью – он не проговаривает звуки «л», «р», все слова начинает с буквы «а». В детском саду сверстники в основном говорят лучше него, но педиатр в поликлинике не дает нам направление к логопеду, говорит, что еще рано. А может, уже пора?», – задается вопросом молодая мама Юлия Моллярова.

Подобные переживания волнуют многих родителей малышей-дошкольников, однако не многие из них обращаются со своими вопросами к профессионалам. В основном ищут совета у знакомых, сравнивают свое чадо с другими малышами и нередко затягивают с визитом к логопеду, особенно после дружеских советов типа – до пяти лет даже беспокоиться не стоит. По мнению логопедов, это самое частое заблуждение родителей. Давайте попробуем разобраться, когда действительно стоит начинать бить тревогу, и при каких нарушениях речи стоит показать ребенка специалисту.

История вопроса

Развитие речи у малышей начинается буквально с первого крика. «В первые месяцы жизни младенец сигнализирует о своих потребностях с помощью крика, который в случае отклонений в развитии может быть хриплым, ослабленным, монотонным, истощаемым или иметь нетипичное звучание, как при некоторых генетических синдромах», – поясняетстарший научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Ольга Громова.

Ко второму-третьему месяцу, когда ребенок начинает держать головку, переворачиваться, происходит тренировка речевого дыхания, и у него уже развивается вокализованный выдох и появляется гуление, которое к полугоду переходит в лепет. Именно в этом возрасте родители слышат от малыша так ласкающие слух «ма-ма», «па-па» и другие серии слогов, которых постепенно становится все больше, и произносятся они все осознанней. К году-полутора в арсенале малыша обычно уже имеется несколько десятков слов, а к двум годам он строит из них небольшие фразы.

К трем годам словарный запас ребенка вырастает до нескольких сотен слов, но в этом возрасте он еще имеет полное право коверкать звуки и неправильно строить предложения, особенно если родные его понимают. А вот к четырем годам никаких «масинок» и «писинов» уже быть не должно. «В четыре года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние, – предупреждает логопед Елена Ефимова. – Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий «правильности» развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по нескольку раз переспрашивают вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом». Правда, некоторые звуки, например пресловутый «р», малышам разрешается освоить и в пять лет, но к шести годам малыш уже точно должен говорить грамотно, выговаривая всю палитру звуков.

Дышите, жуйте и воспитывайте!

Однако дожидаться шести лет логопеды все же не советуют, ведь появившуюся проблему проще устранить как можно быстрее, чтобы она, как снежный ком, не потянула за собой и другие нарушения, которые в будущем значительно повлияют не только на успеваемость ребенка в школе, но и на его коммуникабельность и общее качество жизни.

Нарушения речи у детей логопеды делят на три основные группы: заикание, общее недоразвитие речи, когда у ребенка возникают проблемы со словарным запасом, грамматикой и произношением, но самая распространенная группа – дислалия, или нарушение звукопроизношения. На нее приходится до 80% всех случаев нарушений речи.

Среди причин, вызывающих отклонения в речевом развитии, могут быть нарушения слуха, дыхания, снижение мышечного тонуса, неправильно формирующийся прикус, короткая уздечка, неврологические и психологические факторы и даже банальные пробелы в воспитании. Чем скорее причина будет выявлена и устранена или скорректирована, тем благоприятнее это скажется не только на развитии речи, но и на общем состоянии крохи. А потому следить за развитием речи малыша необходимо с самого рождения, и лучше делать это вместе со специалистом.

Практически во всех детских поликлиниках имеется штатный логопед, и в первый год жизни малыша родители обычно имеют возможность познакомиться с этим специалистом. Во время тех же многочисленных комиссий можно получить от него немало полезной информации. После того, как малышу исполнился год, не стоит забывать дорогу в кабинет логопеда – динамику развития речи крохи он должен контролировать регулярно, желательно каждые полгода, особенно в возрасте двух-трех лет. Это время является наиболее благоприятным для развития речи – артикуляционная гимнастика и занятия по развитию речи, чтение книг, заучивание стишков, развитие мелкой моторики с помощью лепки, рисования и других занятий как нельзя лучше сказывается на развитии речи, а специалист поможет родителям выбрать нужное направление.

Коррекционные же занятия деткам обычно назначают, начиная с четырех лет. «В этом возрасте поход к специалисту обязательно должен быть запланирован. Не тешьте себя ошибочной иллюзией, что можно решить все проблемы перед школой, позанимавшись месяц с логопедом. Иногда на коррекционную работу требуются даже не месяцы, а годы. Чтобы облегчить своему ребенку процесс обучения в школе, с проблемами речевого развития желательно расстаться до его торжественного похода в первый класс», – предупреждает Елена Ефимова.

Если в детском саду, который посещает малыш, имеется свой логопед, он обычно тестирует деток и отбирает группу, с которой в дальнейшем занимается. Если же его нет или ребенок не посещает детский сад, то родителям при подозрении на отклонения придется самостоятельно обратиться к специалисту. А вот пускать на самотек проблемы с речью не стоит ни в коем случае. «Детский организм чрезвычайно пластичен, большинство детей с успехом преодолевает серьезные проблемы в развитии речи при условии раннего начала логопедической помощи, – уверена учитель-логопед, олигофренопедагог Светлана Филина Наблюдайте за речевым развитием вашего малыша не со стороны, а как активные участники общения, фиксируйте для себя даже самые маленькие речевые достижения ребенка, и результат – хорошее развитие речи – не заставит себя ждать».

Стоп сюськам-масюськам!

Кстати, всем родителям малышей специалисты советуют особое внимание уделять собственной речи, ведь именно близкие люди являются для детей образцом для подражания. Не стоит сюсюкать с ребенком, искажать слова, передразнивать малыша. Желательно, чтобы речь взрослых при общении с ребенком была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу и, главное, понятной для ребенка.

Свести к минимуму появление речевых проблем помогут и несколько простых советов. «Малыши появляются на свет уже со многими рефлексами. Сосательный рефлекс у ребенка угасает в год, поэтому необходимо отучить малыша от соски, бутылочки или груди в годовалом возрасте. Соска может стать причиной задержки речевого развития», – предупреждает логопед Белла КожараПрикорм также необходимо вводить вовремя, с появлением первых зубов у малыша, а также приучать ребенка есть жесткую пищу. «Идеальна в этом отношении корочка хлеба, морковка, яблочко – это полезно для развития языка, зубов и, соответственно, правильной речи. Чтобы заинтересовать ребенка, можно вырезать фигурки из овощей. Также малыш должен научиться хорошо разжевывать пищу», – добавляет специалист.

Не рекомендует логопед и переучивать малышей-левшей, а также в раннем возрасте начинать обучение иностранным языкам, чтобы не путать ребенка. «Дайте ребенку возможность научиться думать на одном языке», – советует она. Но главное –родителям просто нужно больше общаться с малышом и вовремя замечать происходящие с ним изменения – в этом случае практически любую проблему можно будет разрешить.

 

Арина ЕМЕЛЬЯНОВА, специально для Doctor59.ru

Источник: www.doctor59.ru

КонстантаСветильники LEDELtotci